Ежегодно 14 ноября в нашей стране, как и во всем мире, отмечается праздник тех, кто выбрал своей главной в жизни деятельностью помощь людям в исправлении дефектов речи — день логопеда. Логопедия — отрасль педагогической науки, изучающая нарушения речи, причины их возникновения, симптоматику, течение, структуру, а также способы предупреждения, выявления и устранения с помощью средств специального обучения и воспитания. Само ее название происходит от греческого lógos — слово, речь и paideía — воспитание, обучение.
Впервые вопросы коррекции речевых нарушений были описаны в XVII веке в работах по сурдопедагогике, когда понятие глухонемоты еще мало отличали от слухонемоты и других отклонений в речи у слышащих. Лишь во второй половине XIX века изучение недостатков речи при наличии нормального слуха вышло на новый уровень и приобрело самостоятельное направление, преимущественно медицинское. Таким образом, исправление дефектов речи (на тот момент лишь некоторых из них) стали рассматривать как лечебную процедуру, проведение которой возлагалось исключительно на врачей и медсестер.
Позднее были разработаны другие способы понимания, анализа и передачи речи, благодаря чему появились новые подходы в терапии, которые позволили лечить психологические факторы, лежащие в основе речевых расстройств. С каждым годом научные представления о речевой деятельности продолжали совершенствоваться, и в результате общество получило современную логопедию, которая, опираясь на общие принципы дефектологии, взаимодействуя с психологией, физиологией, языкознанием, рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
Вопреки общепринятому мнению, логопеды работают не только с детьми, но и решают проблемы, связанные с речевой коммуникативностью взрослых людей. Сфера деятельности этих специалистов совсем не ограничивается исправлением произношения отдельных звуков, она охватывает гораздо более широкий спектр задач по оказанию помощи людям, страдающим от врожденных физических отклонений речевого аппарата, а также имеющим проблемы с речью и правописанием, вызванные психологическими травмирующими факторами.
Кроме того, логопеды помогают людям в исправлении таких речевых нарушений, как недоразвитие, дефекты произношения, патологии темпа и тембра речи.
Стоит отметить, что, работая с ребенком на исправление дефектов речи, логопед одновременно способствует предотвращению развития проблем с правописанием в более старшем возрасте. Ранняя диагностика и выявление проблем логопедического характера с целью проведения своевременной коррекционной работы — одна из важнейших задач современной логопедии.
Вообще работа логопеда носит индивидуальный характер и требует от специалиста не только теоретических знаний и практических навыков, но и умения расположить к себе человека (как взрослого, так и ребенка), найти подход к каждому. Ведь далеко не все готовы «раскрыться» в присутствии незнакомого, стесняясь своих проблем. От логопеда в такой ситуации требуется немало терпения и чуткости — это одно из главных условий достижения успеха.
В настоящее время, в связи с ростом числа детей, страдающих из-за недостатков речи, практически в каждом образовательном учреждении России работает специалист-логопед, занимающийся ранней диагностикой и коррекционной работой в области логопедии. Также каждый родитель, заметивший отклонения в развитии речи своего ребенка, имеет возможность, самостоятельно обратиться к практикующему логопеду с целью устранения имеющихся недостатков и предупреждения развития новых.
В преддверии праздника наш корреспондент побеседовал с одним из успешных специалистов логопедии нашего города А.А.Чеботаревой, которая рассказала о себе и тонкостях своей работы.
Интервью читайте в свежем выпуске газеты «Морозовский вестник» № 45 (2917) от 15 ноября 2024 года.