Решив приобрести топливную карту, многие клиенты в первую очередь обращают внимание на размер скидки, который она предоставляет. В итоге они выбирают продукт, который агрессивнее всего продвигается. Однако реальная экономия может оказаться существенно меньше, чем заявлено в рекламе. Почему так происходит? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понять, как работают скидочные и бонусные программы по топливным картам.
Вариант 1: скидка и наценка одновременно
Этот вариант привлечения покупателей является наиболее известным, старым и неэффективным. Но некоторые сети АЗС и даже процессинговые компании к нему прибегают. Так, клиенту обещают, что при покупке топлива по безналичному расчету он получит бензин или дизель немного дешевле. Как правило, размер скидки невелик — менее 1 рубля за литр.
Разумеется, АЗС не станет торговать в убыток. Поэтому исходные цены увеличиваются на ту же сумму, что впоследствии будет снижена с помощью топливной карты. Такая практика обычно применяется в условиях небольшой конкуренции сетей АЗС.
Вариант 2: начисление баллов
Этот способ гораздо более гибкий и действенный по сравнению с первым. Топливная компания может не завышать цены, и действительно давать клиенту экономить за счет бонусов. Каждый раз, заправляясь на АЗС, покупатель получает определенное количество баллов на свою карту. Но вывести их нельзя. Их можно лишь потратить на той же АЗС или на объектах одной сети. В итоге клиент привязывается к конкретному поставщику ради реальной скидки в несколько копеек.
Чтобы уменьшить свои потенциальные убытки, топливные компании нередко прибегают к дополнительной хитрости. Коэффициент конвертации в рубли часто устанавливается дробным, например, 1/2. Так, потратив 200 баллов, вы получаете товар стоимостью в 100 р. Обычно это условие указывается в конце рекламного буклета, который выдают клиенту вместе с картой.
Вариант 3: сложные условия для получения скидки
Некоторые сети АЗС не прибегают к вышеописанным схемам привлечения покупателей, но предлагают экономить с помощью топливных карт. Конечно, как и любые другие игроки рынка, они не будут работать в минус. Поэтому для получения скидок устанавливаются достаточно сложные условия. Так, одни сети дают экономить только на определенных АЗС. Как правило, эти объекты сами по себе не приносят прибыли из-за неудобного расположения, и компания вынуждена «подтягивать» их за счет программы лояльности. Другие сети предлагают скидку только в определенные часы и дни, когда спрос на топливо ниже всего. Третьи начисляют баллы на карту при совершении крупной покупки, например, от 2000 рублей. Выполнить любое из этих условий можно, но ощутимой экономии добиться не удастся.
Как можно сэкономить с помощью топливных карт?
Анализируя все вышесказанное, можно подумать, что карты на топливо не имеют смысла. На самом деле, это далеко не так. Покупка топливных карт действительно позволяет экономить, особенно бизнесу. При этом сокращение расходов достигается не за счет программ лояльности.
Первый метод, позволяющий экономить на топливе — вычет НДС. Он уменьшит расходы на 20 % для любой компании, уплачивающей этот вид налога. Купив топливную карту, можно за считаные минуты оформить вычет в ФНС. Достаточно отправить в налоговую пакет документов вместе с заявлением. Необходимые бумаги обычно предоставляются процессинговой компанией в готовом виде, редактировать их не требуется.
Второй способ экономии — сокращение нецелевых расходов. По подсчетам экспертов компании «МАСТЕРС», до 10 % бюджета, который организация выделяет на ГСМ, «оседает» на руках своих же работников. Водители постоянно изобретают новые схемы хищений, которые сложно пресекать даже опытным руководителям. Но контроль можно автоматизировать. Перейдя на безналичные расчеты, компания лишает водителей возможности распоряжаться финансами по своему усмотрению. Каждый рубль, списанный с карты, отображается в личном кабинете. Это позволяет быстро узнавать о махинациях и пресекать их с помощью блокировки счета.
Наконец, топливные карты позволяют систематически экономить на услугах бухгалтеров на аутсорсинге. Небольшие фирмы обычно передают им ведение всей отчетности, в том числе связанной с горючим. При использовании наличных бухгалтерам приходится вручную проверять каждую транзакцию, сопоставлять чеки, вносить записи в журналы и т. д. Перейдя на безнал, компания снижает уровень нагрузки на специалистов. Большая часть документов готовится сотрудниками процессинговой компании и поступает в электронной форме. За счет этого нагрузка на бухгалтеров на аутсорсинге снижается, а фирма экономит значительную часть средств.
Фото: freepik.com
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прошел тематический вечер «Русская матрешка»