Для краеведа чтение старых газет является возможностью узнать что-то новое из прошлого родного края и уточнить то, что знаешь. Особо ценно, что статьи эти писались современниками тех событий.
Хочу познакомить читателей с такой статьей, написанной журналистом под псевдонимом «Новосел», в газете «Донские областные ведомости» № 216 от 16 октября 1911 года. Статья называется «Станица Таубевская, 2-го Донского округа».
Вот выдержки из этой статьи с необходимыми пояснениями. Обращаю внимание, что статья написана через полтора года, после того, как началось заселение станицы.
«На равнине, с южной стороны Юго-Восточной железной дороги, красиво раскинулась вновь образованная Таубевская станица, разбитая по новейшему плану, применительно к условиям современной жизни.
В предупреждение грозных пожаров, так часто и бедственно посещающих русские с тесным строением города и соломенные селения, улицы образованы довольно широко, прямо и симметрично; постройки расположены редко, на значительном расстоянии одна от другой.
Если и замечаются некоторые отступления от строительного устава, нарушающие гармонию общего порядка, то это допущение сделано ещё раньше, до образования станицы, иногородними арендаторами бывшей войсковой земли и железнодорожными служащими, оседло осевшими, никем не стесняемые, вне черты линии отчуждения, и эти недостатки, вероятно, скоро будут устранены.»
Здесь речь идет о поселении, возникшем к югу от железной дороги, после ее открытия в 1900 году. Позже это поселение получило название хутор Самсонов. Он ограничивался улицами Железнодорожной (ныне Коммунистической), Самсоновской (Калинина) и четной стороной нынешней улицы Ворошилова, в то время Ермаковской.
Стоит заметить, что автор статьи не упомянул такую важную деталь, что улицы вновь образованной станицы получили свои названия.
«Новые сооружения, более зажиточных казаков, возведены в красивом стиле, выглядят весело и чисто; виднеется несколько двухэтажных домов. (На фото из архива Морозовского краеведческого музея один из таких домов — курень, казака Сулева. Находился он на пересечении улицы Ермаковской с улицей Садовой, ныне ул.Ворошилова -Харченко). Но много построек возведено на скорую руку, пока на первый случай, напоминающие собой старинные курени Донских и Запорожских казаков.
Судя по тому торговому пункту, какой занимает в данное время в окрестности станицы станция ″Морозовская″ и какое должна занять примыкающая к ней станица Таубевская, рост и экономический расцвет последней в скором времени ожидается полный.
Обширная площадь её кварталом жилых помещений разделена на две части. Одна из них предназначена исключительно под ссыпку и торговлю зерновым хлебом, а часть другой – под торговые ряды разных товаров и продуктов потребления первой необходимости.
На этой же половине воздвигается обширное и ценное здание станичного правления. Тут же обозначены места под церковь, министерское училище, под школьный сад. Оставлены места в запасе для будущих других учебных заведений повышенного типа и больницы. ( В 1911 году ни церковь, ни министерское училище, позже это здание школы №2, еще не были построены).
Далее читайте в газете «Морозовский вестник» № 46 от 22.11.2024 года
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Хитрый базарчик»