День психолога в России традиционно отмечается 22 ноября. Данный праздник в честь первого съезда Российского психологического общества и не носит официальный характер, однако является профессиональным для всех специалистов в области психологии.
Этот день в очередной раз должен подчеркнуть важность профессиональной работы данных специалистов для нашего душевного равновесия, возможности посмотреть на нерешаемую, как нам казалось бы, проблему с другой стороны. Ежегодно в этот праздник проходят конференции, семинары, лекции, на которых поднимаются темы из рабочей практики, рассматриваются проблемы и достижения современной психологии. Люди в честь этого дня устраивают торжественные мероприятия, концерты, банкеты и поздравления в кругу коллег и близких людей. Психолог - это специалист, который изучает поведение человека в различных ситуациях, занимается коррекцией его действий в жизни, на работе, в обществе. Помогает преодолеть страхи, комплексы, разобраться в себе, своих поступках, выяснить первопричину тех или иных ошибочных решений. Все это нацелено на достижение гармонии в жизни человека. Иными словами, психологи – это «врачеватели душ». Данный специалист должен обладать такими качествами, как: умение слушать, сопереживать, но при этом не принимать близко к сердцу историю клиента, чтобы иметь возможность здраво мыслить и оказать качественную помощь, быть терпеливым, наблюдательным, обладать способностью анализировать и делать выводы. В данной профессии обязательна стрессоустойчивость и уравновешенность. Речь сегодня пойдет о детском психологе Морозовского казачьего кадетского корпуса, Марине Васильевне Семенцовой. Она работает не только с детьми, но и ведет практику вне школы в свободное для себя время. В преддверии торжества, корреспондент «МВ» побеседовал с ней, а также узнал о том, почему она выбрала данную профессию, с какими вопросами чаще всего обращаются родители, а также, то становится наиболее частой причиной обращения к детскому психологу. - Марина Васильевна, вы местная? - Да, я коренная Морозовчанка, все свое детство и школьное время провела в г.Морозовске. - Какое у вас образование? - Мое первое образование историческое. Его я получила не по своему желанию, мне пришлось прислушаться к мнению родителей, тем самым повторяя опыт сестры, о чем ни капли не сожалею. Это были «золотые» студенческие годы! А вот психологию выбирала сама, закончив исторический факультет, и в том же году поступила в Академию педагогики и психологии ЮФУ (г.Ростов-на-Дону), в магистратуру. Профессия психолога – мое призвание, мой мир и мое душевное принятие. После окончания магистратуры начался беспрерывный процесс повышения квалификации, без этого обойтись в моей профессии невозможно, чтобы качественно оказывать психологическую помощь. Мое последнее обучение – это переподготовка в ДГТУ, колоссальный опыт в психокоррекции. - Почему Вы выбрали данную профессию? - Моя профессия дает безграничные возможности, а все ограничения только в нашей голове. Психолог – это проводник, наставник, который присутствует в вашей жизни определенный период, а результат работы - полученный инструмент в ходе этой работы, вы имеете всю свою жизнь. Для меня очень ценно помогать людям, а вот то, что эта помощь может не иметь срока годности, проносясь через года, и является самым важным смыслом в выборе моей профессии. - Что или кто Вас вдохновляет? - Меня вдохновляет результат в работе, искренняя благодарность, особенно юных клиентов, моих воспитанников, ведь им же жизнь жить, так как же классно иметь знание и понимание себя, чтоб не «разбить колени» о жизненные обстоятельства, пусть будут поражения, но от них уже не испытаешь максимальной боли. Я слышу своих выпускников, которые применяют мои техники и проживают свои счастливые годы. Отположительной динамики клиентов у психолога вырастают крылья.
— Идеальный психолог – какой он?
— Хочу сказать я не идеальна, вся жизнь — это путь, который имеет свои взлеты и падения. Понятие идеала у каждого свое. Мир кумиров ушел с трибуны, поэтому каждый создает себе картинку, свое идеальное — Я, и усердно идет к ней.
Для меня идеальный психолог – это творец, и если вы увидели в себе ремесленника, срочно восстанавливаете силы, психолог – не может быть ремесленником, он не сможет восстановить силы клиента, если не имеет своих собственных.
Моя картинка идеального психолога – это видение творца, который легок, прост и понятен, доступен, информативен и эмпатичен.
— На что стоит обратить внимание психологам, которые только начинают свой путь?
— Начинающим психологам крайне нужен опыт, не образ психолога в очках на стуле с записями, а именно школа жизни, находите работу в учреждении: школа, детский сад, где не вы выбираете какого клиента записать к себе на консультацию, а именно к вам обращаются за своевременной психологической помощью, будь то школьник или ребенок детского сада, а еще включить в работу родителя и оформить рекомендации педагогам. Это объёмный труд, который вам станет фундаментом в понимании своей профессии, при работе как с детьми, так и с их родителями. Эта мысль сформирована на личном опыте: мой профессиональный путь, который я прохожу из года в год.
— Даже от хорошей работы нужно отдыхать. Как вы восстанавливаете силы?
— Данный вопрос вызывает большой интерес. Восстанавливать силы очень важно и нужно, а не просто следовать списку из модных рекомендаций социальных сетей, необходимо найти свои инструменты, которые могут не подойти всем, а только вам. Самопознание – бесконечный процесс. Лично я могу поделиться частью своих: безумно люблю природу, степи, стараюсь посещать данные места, особенно если чувствую упадок сил, и мое уставшее состояние накапливается. Тут все элементарно просто: еду в поле, в свою любимую степь, вижу безмятежность природы, наблюдаю за тем, как здесь без спешки протекает просто существование на биоритмах, и ты замедляешься вместе с природой. Такой пример я привела неспроста, потому, что он самый доступный, и им воспользоваться может каждый. Но самый важный помощник практикующему психологу – классный супервизор, профессионал, наличие которого в судьбе психолога позволяет постоянно быть в ресурсе и не травмировать себя, а это максимально важно в моей профессии, ведь столько судеб, картинок жизни проходит перед глазами.
— Что для Вас главное в жизни?
— Сказать честно, звучать будет эгоистично, но это Я, потому что я есть у себя, а у меня есть ценности, одна из важных в моей жизни – семья, ее культ закреплялся годами в моем роде, поэтому я также закрепляю ценность семьи в своей жизни, но себя с пьедестала не снимаю, главное чувствовать себя гармонично, находится в состоянии комфорта, ставить свои цели и достигать их, иметь мечту, даже иногда мечтать безумно, и обязательно ощущать состояние счастья, вот прям в моменте, когда ты едешь за рулем и на долю секунды понимаешь, что ты просто счастливый человек.
— Какой у Вас опыт в работе с детьми?
— К работе педагога-психолога я приступила в далеком 2015 году и по сегодняшний день я действующий педагог-психолог Университетского казачьего кадетского корпуса в нашем городе, также имею опыт частной практики не только с детьми, но и с женщинами. Я работаю как оффлайн, так и провожу онлайн консультации в свободное от основного места работы время. Повторюсь, это же 100% мой выбор и мое безмерное желание быть проводником в жизни людей.
— Чем вам нравится ваша практическая работа? Что больше нравится: работать с детьми или/и родителями?
— В практической работе очень важна диагностика, особенно с детьми. Диагностика – это комплекс проективных и качественных методик, которые дают психологу ясность проблемных точек клиента, сильных сфер его жизни. А с каким замиранием слушает клиент информацию о себе, насколько сильно вырастает у него интерес работать дальше, увидев себя со стороны. Вопрос о предпочтениях в работе неоднозначный, работая с ребенком родитель обязательно включен в процесс, переложить ответственность на психолога не получится. Поэтому только комплексный труд и ребенка, и родителя даст положительную динамику в работе психолога.
— С какими вопросами чаще всего обращаются родители?
— Психолог работает от запроса, в работе с детьми, запрос выстраивает родитель. Другими словами, он говорит о проблеме ребёнка то, что замечает самостоятельно или подсказали учителя. А как же меня радуют личные запросы детей, это просто бальзам на душу, ребенок осознает, что помощь нужна, в таких запросах, как правило, положительный результат заметен значительно быстрее.
Далее читайте в свежем выпуске газеты «МВ» от 22.11.24г