Два года назад Константин Камышан опубликовал в газете статью о разрушающемся памятнике на могиле жены войскового старшины Алифанова в старой части кладбища хуторов Скачки-Малюгин и обратился к не равнодушным людям помочь его сохранить. Но никто не отозвался на эту просьбу. В этом году с этим вопросом я обратился к атаману Морозовского казачьего юрта А.Д.Грабчак. Он сразу же откликнулся на просьбу, сочтя это дело благим и богоугодным.
Проехав с ним на кладбище, заметили, что памятник еще больше накренился и откладывать его укрепление нельзя. По инициативе атамана были определены необходимые для этого работы, какие материалы необходимы.
21 ноября атаман со своими товарищами Николаем Бантиковым и Владимиром Гладько — казаками х.Общий, заготовив материалы и приспособления провели работы по выравниванию и укреплению основания памятника. Оштукатурить основание решено весной.
Кроме казаков, указанных выше, выражаю благодарность В.А.Плато, Ю.А.Петрову и В.П.Орлову за деятельное участие в восстановлении памятника.
Кратко напомню историю, связанную с этим памятником. На хуторском кладбище Скачки-Малюгин,среди холмиков заброшенных могил, одиноко стоит памятник из черного мрамора. Надпись на нем гласит : » Здесь покоится прах жены войскового старшины Варвары Петровны Алифановой скончавшейся 29 августа 1915 года на 42 году жизни. Спи спокойно милая жена и мамочка.»
От местных жителей услышал историю этого захоронения. Оно принадлежит жене богатого казака, имевшего надел земли и нанятых работников в этом хуторе. Умерла она где-то на Кубани или Кавказе, где была вместе с супругом. И после смерти любящий муж доставил ее прах домой.
Интересны подробности, как осуществлялась доставка праха. «Помещик» ( так называют его хуторяне), вместе со своими работниками, для перевозки использовал сани, на которых везли гроб. В дороге, при подъемах в гору, поливали дорогу водой, чтобы легче лошадям было тащить сани.
На мой вопрос : » Почему сани?»
Пояснили : » Чтобы не растрясти.»
Так как Варвара Петровна умерла в конце августа и ещё были жаркие дни, то её тело обкладывали льдом, который покупали в хуторах и станицах по пути следования. Старались ехать в основном ночью и «по холодку», а жару пережидали. Так и доставили её в родные края.
Что в этой истории, правда, а что вымысел — не знаю. Но легенда красивая!
Далее читайте в свежем выпуске газеты «Морозовский вестник» №49 от 13.12.2024
Фото: Константин Камышан
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Безопасность железной дороги в надежных руках