Сохранить достояние — главная цель

#Образование

Ежегодно уже на протяжении многих лет 21 февраля отмечается международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью поощрения языкового и культурного разнообразия и многоязычия. Дата была выбрана не случайно. Именно в это день в 1952 году произошла страшная трагедия в Дакке (в настоящее время столица Бангладеш): от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали. Молодежь требовала признать его государственным.

Наша страна является одним из самых многоязычных государств. Более 150 языков являются для граждан России родными, а 37 — государственными. Столь широкое многообразие — это достояние, которое мы обязаны сохранить для будущих поколений. А наибольший вклад в исполнение этой важнейшей задачи регулярно вносят филологи, сотрудники библиотек, учителя литературы и языков. Как раз с таким человеком прошла беседа сегодня. Это Наталья Евгеньевна Кочергина, преподаватель русского языка и литературы с двадцатилетним стажем из МБОУ СОШ № 4.

— Наталья Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе.

— Я родом из Сочи, приехала в Морозовск 6 лет назад по приглашению на работу в УКККИ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)» заместителем директора по учебно-методической работе. Перед тем, как дать согласие, тщательно изучила информацию об городке и пришла к выводу, что он мне подходит — тихий, спокойный, уютный. Кроме того всегда хотелось увидеть настоящую золотую осень, именно такую, какая изображена на картинах И.И. Левитана, и невероятно красивую снежную зиму с ее морозными узорами и резными снежинками. Да, не всегда бывает здесь снег даже в зимний период, но все же только приехав сюда, я смогла ощутить это приятное чувство, когда он хрустит под ногами. На моей Родине такого не бывает.

— А где работали до приезда в Морозовск?

— В Сочи, будучи студенткой 3-го курса, попав на практику в школу, я еще сильнее влюбилась в свою профессию и, получив предложение параллельно учебе начать карьеру учителя, с радостью согласилась. 10 лет трудилась там, потом стала директором вечерней школы, а затем общеобразовательной. Но даже на руководящей должности, учительство всегда было со мной, так как преподавать я все равно продолжала.

— Как давно работаете в МБОУ СОШ № 4?

— Пятый год. На данный момент я классный руководитель 9 класса, а также являюсь педагогом дополнительного образования и веду школьный театральный кружок «Литера».

— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.

— Посещают кружок около 40 детей из 8-11 классов. На нем я знакомлю учеников с историей театра, занимаюсь с ними развитием мимики, дикции. Также у нас регулярно проходят отчетные мероприятия — это концерты, а также различные конкурсы и олимпиады от школьного до федерального уровней. Например, в текущем учебном году районный театральный фестиваль-конкурс «По страницам русской классики» был посвящен юбилею атамана М.И. Платова, для постановки предлагались Донские рассказы М.А. Шолохова. А сейчас мы активно готовимся к Международному конкурсу юных чтецов «Живая классика». Его особенность заключается в том, что дети не просто рассказывают выученный наизусть текст, а демонстрируют актерское чтение какого-либо отрывка из прозы. В таком же конкурсе районного уровня не раз участвовала и стала многократным победителем ученица 9 А» класса нашей школы Дарья Вифлянцева, обладающая необычайным актерским мастерством, а Анастасия Свиженко из того же 9 «А» неоднократно принимала участие во всероссийском конкурсе на знание государственных символов и стала победительницей Федерального этапа, одержала победу на региональном уровне Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности».

— Наталья Евгеньевна, а как вы выбирали профессию?

— Для меня была примером моя учительница русского языка и литературы Екатерина Григорьевна, которая на каждом уроке мастерски создавала атмосферу творчества, а также любви к родному языку и литературе. Я всегда с замиранием сердца слушала ее и мечтала быть похожей. Поэтому сомнений в том, что моя будущая профессия — педагог, не было никаких, но все-таки я выбирала между учителем начальной школы и русским историко-филологическим факультетом. И вот, в последний момент перед подачей документов в ВУЗ наверное по воле судьбы и зову сердца из одной очереди перешла в другую, решив, что буду филологом.

— Обычно учителя русского языка преподают и литературу. Несомненно эти предметы тесно связаны между собой и оба являются неоценимо важными, но все-таки что для Вас в приоритете: русский язык или литература?

— Наверное в последние 3-4 года мне ближе стала русская классическая литература, возможно потому что мои ученики стали старше и соответственно на уроках мы изучаем уже более серьезные произведения, такие как «Тихий Дон» А. М. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и другие. Но в то же время, с огорчением замечаю, что сейчас, в век высоких технологий дети и подростки стали мало читать. В большинстве случаев книга заменяется экраном телефона или монитором компьютера, произведения в основном читаются лишь те, которые необходимо прочесть по школьной программе, но нет именно дополнительного чтения, а это конечно пагубно сказывается на развитии речи и культуре языка, которую мы обязаны сохранять и беречь. Мало просто научить ребенка правильно и красиво писать, необходимо раскрыть для него всю красоту и богатство родного языка, приобщить к культуре. Но несмотря, ни на что нам, учителям все-таки удается сохранить то, что лежит в основе духовного развития всего общества.

— Какие методики преподавания вы применяете, чтобы увлечь детей и подростков своими предметами?

— Во-первых, я использую собственный пример. Если ученики на уроке видят, как горят глаза у учителя, когда он декламирует, допустим, отрывок из «Евгения Онегина», то и они погружаются в атмосферу произведения и с интересом начинают обсуждать его. Во-вторых, это знакомство с творчеством современных поэтов и писателей. Мы привыкли говорить, что классическая литература — это то, на чем воспитывались наши бабушки, дедушки, мамы и папы, но есть современные авторы, к творчеству которых мы обращаемся.

— Насколько сложна ваша работа и в чем это выражается?

— Скажу честно: для меня сложностей в своей профессии нет, потому, что я ее люблю. Как говорил Евгений Леонов, «Счастье когда утром хочется на работу, а вечером — домой», вот со мной именно так. Конечно бывают определенные трудности, связанные с нехваткой времени и отчетами, но это такая мелочь, которая никак не может перекрыть той радости, когда после звонка слышишь от учеников: «Спасибо за урок!», когда чувствуешь, что он прошел великолепно!

— Наталья Евгеньевна, что бы вы посоветовали юношам и девушкам — будущим студентам, которые, как и вы когда-то, выбрали для себя факультет филологии?

— В первую очередь конечно же полюбить людей и детей, свой предмет, не слушать тех, кто говорит, что работа в школе — это не престижно. А еще посоветовала бы прочитать замечательный рассказ «Сеча горела» современного русского автора Майка Гелприна. Недавно совершенно случайно, готовя материал к итоговому сочинению для одиннадцатиклассников, я наткнулась на этот рассказ и когда дочитала его до конца, мне стало страшно от того, что мы можем дойти до той ситуации, которая в нем описывается. Я считаю, что данный рассказ необходимо почесть как взрослым, так и подросткам, начиная лет с 14-ти, а будущим филологам — особенно!

— Я тоже обязательно прочту. Спасибо за беседу!

Фото из архива Н.Е.Кочергиной

Морозовский вестник