К технически сложным товарам относят предметы длительного пользования, которые имеют сложное устройство. Возврат этой категории товаров отличается от других.
Основные правила обмена и возврата товаров содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. Однако для разных категорий товаров — продовольственных и непродовольственных, “простых” и технически сложных предусмотрены и разные правила обмена и возврата. Технически сложные товары – это товары длительного пользования, для которых характерна многофункциональность, наличие системы управления. Некоторые товары обладают также электродвигателем. Обмен или возврат такие товаров возможен, но только при соблюдении ряда условий. В статье мы будем разбираться, где найти полный перечень технически сложных товаров, как вернуть их в обычный или Интернет-магазин и получить деньги обратно. По общему правилу технически сложные товары надлежащего качества обмену и возврату в течение 14 дней после покупки не подлежат. Для технически сложных товаров ненадлежащего качества действуют отдельные правила. Полный перечень технически сложных товаров закреплен в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 № 924. При возникновении в магазине спора о том, является ли товар технически сложным, советуем обращаться к указанному выше перечню. Если товар прямо не указан в данном перечне, стоит перепроверить в Общероссийском классификаторе, в котором содержаться пояснения для некоторых категорий. Например, в перечне Правительства не указан такой товар как «видеокарта», но если заглянуть в классификатор, то там уже видно, что видеокарты относятся к категории «компьютеры, электронные и оптические изделия», а значит являются технически сложными товарами. В соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей нельзя обменять или вернуть технически сложный товар надлежащего качества в течение 14 дней после покупки, если тот куплен в обычном магазине и не подошел по форме, габаритам, расцветке, размеру или комплектации. Поэтому перед тем, как купить технику в обычном магазине клиент должен хорошо ознакомиться со всеми важными характеристиками. При этом закон обязует магазины обеспечивать все необходимые условия, чтобы потребитель мог оценить сложнотехнический товар и сделать правильный выбор. Так, образцы техники в торговом зале должны сопровождаться краткими аннотациями с техническими характеристиками. Согласно статье 10 З Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. продавец обязан предоставлять покупателю полную и достоверную информацию о товаре: о технических свойствах, цене товара, гарантийном сроке, правилах эффективного и безопасного использования и т.д. Кроме того, сотрудник магазина по требованию потребителя обязан проверить комплектность товара, наличие технических и эксплуатационных документов, правильность цены. Кроме того, магазин должен осуществить или организовать сборку и установку технически сложного товара, если в технических или эксплуатационных документах указано, что самостоятельная сборка потребителем не допускается. Если уже после покупки станет ясно, что в магазине вам предоставили недостоверную информацию (например, о стране производителе или о функциях товара), то покупатель вправе обратиться в магазин с требованием об обмене (или возврате) технически сложного товара надлежащего качества и возврате денег. В законе не установлен конкретный срок обращения, но лучше всего направить письмо с заявлением как можно быстрее В претензии стоит ссылаться на статью 12 Законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г., а также предоставить доказательства (например, фото информационной таблички, где указан неверный производитель или показания свидетеля, который был при покупке товара). А если вследствие непредоставления полной и достоверной информации о товаре покупателю был нанесен вред жизни и здоровью, то покупатель вправе требовать от магазина не только обмена или возврата стоимости товара, но и возмещения такого вреда в полном объеме. Если был приобретен товар, который относится к категории технически сложным, и в нем обнаружен брак, то необходимо действовать оперативно. В соответствии со статьей 18 Законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. в случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель вправе: -вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы; — потребовать обмена товара на аналогичный; — потребовать заменить на товар другой марки (с перерасчётом покупной цены); Любое из этих требований можно предъявить в течение 15 дней после передачи товара покупателю. Если с момента покупки прошло более 15 дней, то вернуть технику ненадлежащего качества и получить деньги обратно можно лишь в трёх случаях: — обнаружен существенный недостаток. Существенным недостаток товара – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени и денег. Если планшет стоит 5000 рублей, а из-за обнаруженного дефекта требуется заказ оригинальных деталей и ремонт, который обойдется в 10 000 рублей, то тут явно существенный недостаток и товар нужно возвращать. Также неустранимым будет признан недостаток, который выявляется неоднократно или проявляется вновь после устранения. — Затягиваются сроки проведения ремонта товара. Если срок устранения недостатков не определен в письменном соглашении, то он должен быть минимальным, т.е. объективно необходимым для устранения недостатков подобного рода обычно применяемым способом. Если же есть письменное соглашение, то срок ремонта не может превышать 45 дней. — Невозможность пользоваться товаром. Из-за постоянных поломок и ремонта покупатель не может пользоваться товаром в совокупности более чем 30 дней (считаются за каждый год гарантийного срока). Для того, чтобы подтвердить постоянные поломки и невозможность пользоваться купленной бытовой или иной техникой необходимо сохранять квитанции ремонтных центров, чтобы потом приложить их к заявлению (претензии) продавцу. Поменять или вернуть технически сложный товар с недостатком и взыскать с продавца его стоимость можно в течение всего гарантийного срока, а если срок не установлен, то в пределах двух лет после покупки. Если отсутствует оригинальная упаковка, товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт оплаты, то все равно покупатель вправе обменять или сдать технически сложный товар назад. Магазин обязан принять его и без чека. При наличии недостатков, разумеется. При составлении претензии не забудьте описать дефект (также приложить фото или видеоматериалы), указать дату обнаружения поломки, стоимость товара. Также необходимо указать реквизиты в счёта, на который магазин должен будет вернуть деньги. В случае необходимости магазин вправе провести проверку качества сложнотехнического товара. Покупатель вправе участвовать в такой проверке. Если после неё у покупателя и продавца возникнет спор о причинах возникновения недостатков технически сложного товара, то продавец обязан будет провести экспертизу товара за свой счёт. Назначение экспертизы – это обычное явление, ведь магазину и покупателю сложно определить, является ли недостаток производственным дефектом или возник по ряду других причин. Экспертизу в отличие от проверки будут проводить сторонние специалисты (при этом покупатель вправе присутствовать). Эксперты должны будут определить не только характер недостатка, но и в течение какого времени он возник (до или после передачи товара). В случае не согласия с итогами экспертизы, можно обжаловать ее результаты в суде. Если результаты экспертизы покажут, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает (неправильная эксплуатация, неправильное хранение или транспортировка товара после передачи покупателю, а также действия третьих лиц или непреодолимой силы), то покупатель обязан будет возместить расходы на экспертизу. Когда покупатель требует обмена товар на аналогичный, продавец обязан заменить вещь в течение 7 дней, а если проводится дополнительная проверка качества, то в течение 20 дней. Если продавец не отвечает на претензию или отказывается удовлетворить требования, то покупатель также как и в случае с возвратом товара надлежащего качества, можете обратиться с исковым заявлением в суд. В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. при удовлетворении судом требований потребителя в его пользу с продавца взыскивается штраф (за несоблюдение добровольного порядка урегулирования спора) в размере 50 процентов от присужденной суммы. Покупка технически сложного товара в Интернет-магазине влечет за собой дополнительные риски. Ведь нет возможности подержать понравившийся телефон в руках, проверить, влезет ли новый ноутбук в любимую сумку, и удобно ли сидят на руке смарт-часы. В соответствии со статьей 26.1 Законе РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. покупатель вправе отказаться от товара, купленного онлайн, в любое время до его доставки. После передачи технически сложного товара покупатель вправе отказаться от него в течение 7 дней без объяснения причин. Интернет-магазин обязан принять товар и вернуть деньги. Если же в момент доставки заказанной вещи покупателю не передали документы с информацией о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то право на отказ от товара действует в течение трёх месяцев после передачи. Одним из наиболее часто встречающихся оснований для расторжения договора купли-продажи и возврата стоимости товара, купленного онлайн, является именно несоблюдение продавцом требований закона о предоставлении покупателю всех необходимой и достоверной информации. В данной ситуации нужно связаться с Интернет-магазином и уточнить, в каком порядке они принимают товар обратно. Чаще всего, это можно сделать через пункты выдачи заказов или же передать товар курьеру (иногда эту услугу нужно оплачивать дополнительно). Стоит отметить, что в судебной практике в последние несколько лет возникал вопрос о том, должны ли интернет-магазины принимать обратно технически сложные товары без брака или дефектов. В законе нет какого-либо перечня товаров, которые нельзя вернуть, в случае их покупки дистанционным способом. Единственным исключением является возврат технически сложного товара, который имеет индивидуально-определенные свойства, в силу которых пользоваться им может только конкретный потребитель. По общему правилу, если такой товар куплен онлайн, то вернуть его без недостатков не получится. При этом нужно учитывать, что если покупатель на сайте выбирал конфигурации товара из списка предложенных (цвет, модель, наличие определенных функций), то такой товар исключительным не является и подлежит возврату. При возврате техника должна сохранить свой товарный вид и потребительские свойства. Если нарушена целостность упаковки, но не утрачен товарный вид покупки, не произошла утрата потребительских свойств и данную технику ещё можно будет в дальнейшем продать, то магазин обязан принять этот товар. Также желательно иметь при себе документ об оплате (чек или выписку из приложения банка). При этом по закону магазин не может отказать в приеме товара лишь по той причине, что покупатель пришел без чека. Вернуть деньги за технически сложный товар интернет-магазин должен в течение 10 дней.Что касается возврата технически сложных товаров ненадлежащего качества, купленных онлайн, то тут действуют те же нормы Закона о защите прав потребителей, что и при возврате в обычный магазин.