В семейном альбоме морозовчанки О.Е.Карповой хранится много старинных фотографий. Но особый интерес вызвал снимок, сделанный в 1917 году в известном в начале прошлого века фотоателье Санкт-Петербурга «Р.Шарль», расположенном на углу Невского и Литейного проспектов.
На фото изображена миловидная девушка в карнавальном платье. Кажется, что еще пару минут назад она весело отплясывала «Канкан» и вот заскочила на минутку в фотосалон, чтобы остаться такой юной на века.
Как пояснила Ольга Евгеньевна, запечатленная на снимке танцовщица варьете — жена брата ее бабушки Андриана. История любви молодых людей, которую они пронесли через всю жизнь, романтична и трагична одновременно.
Но обо всём по порядку. Родился Андриан в семье Федора Камышанова — богатого казака из х.Скворина Голубинской станицы 2-го Донского округа. Он был самым младшим из четырех братьев и двух сестер и появился на свет на стыке веков.
Отец во что бы то ни стало стремился дать образование сыновьям: Василий до революции выучился на учителя и всю жизнь посвятил работе в школе в г.Самаре (Куйбышеве); два других брата — Георгий и Степан — получили военное образование и служили в Российской императорской армии. Военная карьера ждала и Андриана: в 1916 году, когда ему исполнилось 16 лет, он поступает в Санкт-Петербургское Владимирское военное училище (до переименования в 1910 году — Санкт-Петербургское юнкерское училище), готовившее офицеров пехоты. В этом же году судьба и сводит безусого юнкера с милой барышней — Людмилой Каменской, студенткой Санкт-Петербургского лесного института.
О месте их встречи нам не расскажет уже никто. Возможно, их свел вихрь вальса на балах, регулярно проводимых в юнкерском училище, а возможно, они впервые встретились в увеселительном саду «Аквариум». Это было особым местом для петербуржцев: в саду располагался большой стеклянный водоем, в котором плавали рыбы и медузы, отсюда название. Изначально владелец сада собирался проводить здесь познавательные лекции о жизни рыб и водных растений. Идея особого ажиотажа не вызвала, и ее автор переключился на зрелища иного плана. Вскоре «Аквариум» превратился в самый большой в Питере театр-варьете, в котором и подрабатывала танцовщицей студентка Людочка Каменская.
В саду постоянно давались балы-маскарады, устраивались шествия, фейерверки, гуляния. На открытой сцене ставились драматические спектакли. «Аквариум» превратился в кафе-шантан, и считалось, что искать спутницу надо именно у аквариума. Возможно сквозь его призму и рассмотрел Андриан свою судьбу. Вот здесь и зародилась их любовь, которую спустя время, войны, революции можно назвать настоящей.
Скоро страна содрогнется от распрей и раздоров, предательств и кровопролитий, но пока есть молодость, любовь и мечты о счастливом будущем…
1917-й — год потрясений и революций в России, центром которых стал Петроград. Через четыре дня после Октябрьской революции, 11 ноября, юнкера приняли участие в общегородском антибольшевистском восстании: около 4-х часов утра они разоружили караул, охранявший училище, арестовали комиссаров Военно-революционного комитета. Контролируемые большевиками воинские части пошли в атаку на училище. Юнкера отчаянно отбивались, несмотря на артиллерийский обстрел здания и подавляющий численный перевес нападавших. Но к концу дня сопротивление было подавлено. 200 юнкеров были убиты или ранены, 71 человек стал жертвой самосудов, еще 20 владимирцев были расстреляны у стен Петропавловской крепости.
Этим событиям Александр Вертинский посвятил берущую за душу песню «То, что я должен сказать», в которой есть такие строки:
И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти - к недоступной Весне!
19 ноября 1917 года училище было расформировано. На волне революционных событий новая власть закрыла все увеселительные заведения, в том числе и варьете «Аквариум».
Перед влюбленными встал вопрос, как жить дальше. Возвращаться на Дон Андриану, несостоявшемуся офицеру Российской имперской армии, было небезопасно, также, как и оставаться в Петрограде. К этому времени молодые уже решили не расставаться и отправились к брату Василию в Самару. Здесь они оформляют отношения, при этом Андриан берет фамилию жены и становится Каменским, попутно уничтожая все свои фотографии времен юнкерской молодости. Это в будущем при «чистках» и репрессиях не раз спасало ему жизнь.
Они прожили в мире и любви 60 лет. В 1976 году умерла Людмила Николаевна. Андриан пережил ее на семь лет, но вспоминал ее до самой кончины.
А вот судьба двух других братьев Андриана сложилась трагично. Георгий и Степан участвовали в Первой мировой войне. Как отличившегося на фронте, старшего урядника Георгия Камышанова в 1915 году направили во 2-ю Тифлисскую школу прапорщиков для подготовки офицерского состава, по окончании которой он опять отбыл на фронт. Во время Гражданской войны в составе 18-го Донского казачьего полка Донской армии участвовал в борьбе с большевиками, в том числе и на территории Морозовского района, в районе станицы Чертковской. В 1919 году этот полк был переименован в 7-й ДКП Вооруженных сил Юга России. В составе этого полка после поражения белой армии в 1920 году из порта Туапсе отплыл в Болгарию и оказался в эмиграции. Степан также воевал в Донской армии и тоже эмигрировал, но о нем подробных сведений нет.
Прожив в Болгарии три года, в 1923 году бывший есаул Георгий Камышанов становиться активным членом «Союза возвращения на Родину» в Варне и добивается разрешения на возвращение, теперь уже в Советскую Россию, для себя и брата.
Но радость возвращения была недолгой, их арестовывают по стандартному, в то время обвинению — «Участие в контрреволюционной организации». Георгий после нескольких лет пребывания в заключении и освобождения приехал к брату в Самару, а после войны переехал в Ленинград, где устроился преподавать в одном из военных училищ. Но через некоторое время был уволен по доносу — всплыла его служба в царской армии и эмиграция. По словам сослуживца, когда ему об этом объявили, он умер из-за переживаний прямо в кабинете.
Константин Камышан, краевед.
Фото из семейного архива О.Е. Карповой.