Морозовские географы: «Потому что это наш праздник!»

#Образование

В который раз убеждаюсь – мир очень тесен. В воскресенье, десятого августа, разговаривал с учителем географии, и она мне рассказала, что любовь к географии ей привила педагог Валентина Каталевская. Это было очень неожиданно. Потому что в 2022-м году я работал с Валентиной Александровной «Морозовском вестнике». Я знал, что она была учителем. Но не знал, что учителем географии.

Андрей Школьный

Слово учителя

У каждого учителя есть список учеников, которыми можно гордиться, — говорит Валентина Каталевская. — Сегодня я могу с гордостью сказать, что Ирина Васильевна состоялась, как личность, как учитель. Ира всегда отличалась любознательностью, ответственностью – и в учебе, и в жизни. И даже гиперответственностью. Еще одно качество, которое помогло ей стать хорошим учителем – Ирина не боится показаться незнайкой. Все непонятное старается разобрать, докопаться до истины. Я уже во время практики поняла, что она станет крепким учителем. Меня радует, что ее качества помогли стать ей хорошим человеком. Дерзайте, Ирина Васильевна, покоряйте новые вершины в преподавании географии.
Правда же, такие слова педагога дорогого стоят? И, знаете, они оказались взаимны в комплиментах – Валентина Каталевская и Ирина Ржевская.

Учат в школе

Мне было очень интересно на уроках Валентины Александровны, — рассказывает педагог четвертой школы Ирина Ржевская. – Мы всем классом ждали ее уроков и жалели, что география всего два раза в неделю. Мы не просто читали параграфы, а потом их пересказывали. Валентина Александровна давала очень много дополнительной информации. Тогда только-только появились компьютеры – она презентации использовала. Много проводила интеллектуальных игр, посвященных географии. Она очень хороший учитель. Нам просто не было скучно.

Учат не в школе
У Ирины двое детей. Понятно, что это – два декрета, перерывы в работе. И получилось, что после этих перерывов снова войти в учительскую колею Ирине Васильевне помогала именно Валентина Каталевская.

Я училась у нее в Милютинском районе, — поясняет Ирина. – Сельская местность, школу закрыли. Мы решили перебраться в город – чтобы у детей был садик, у нас с мужем работа. Выбрали Морозовск. И Валентина Александровна сюда переехала. А когда я начала работать в четвертой школе, поняла – мне нужна помощь.

Ирина Васильевна ездила к Каталевской на консультации. За время ее отпусков, в стране появились ОГЭ и ЕГЭ. Она волновалась. Потому что огромное количество детей выбирает для экзамена географию – думают, там все просто, можно сдать легко.

Но это ведь тоже серьезная подготовка! – говорит педагог. — Я просила Валентину Александровну, чтобы она направила, подсказала, как детям все преподнести, чтобы не отнеслись легкомысленно.

Учить не будут

К слову, никто из одноклассников Ирины не выбрал профессию учителя географии. Да что там географии! Никто не стал педагогом. И вот история повторяется. Ирина Васильевна учит детей географии с 2006 года. Сильно сомневаюсь, что она плохой учитель, но за это время никто из ее учеников не выбрал профессию учителя географии.

Педагогику никто не выбрал! – восклицает Ирина Васильевна. – И это досадно. Старые учителя уходят, молодые не приходят. Это большая проблема для школ.

Скорее всего, со временем государство придумает, как сделать так, чтобы детей снова привлекала профессия педагога, а не только юриспруденция и IT-технологии. Но думать об этом нужно уже сейчас, когда за 19 лет преподавания учитель заметил – никто из его учеников не пошел в педагоги! Но мы этого изменить сейчас не можем. Мы просто встретились, чтобы поговорить.

Учится всегда
И поговорили мы Ириной Васильевной, например, о том, что географ наверняка сможет стать учителем географии. А учителю географии, чтобы стать географом, нужно получить дополнительное образование. Потому что учитель все-таки преподает науку, а географ эту науку создает.

Но, я вам скажу, учитель – и не только учитель географии – он всегда учится, — утверждает Ирина. — У нас постоянно меняются учебники, добавляется современный компонент, появляются новые технологии. И изначально мы, педагоги, должны получить такие знания, чтобы все новое собрать воедино и преподнести ребенку так, чтобы он смог без усилий все понять.

Не только День учителя
Мы говорили о том, что география – предмет очень человечный. Где-то гуманитарный, где-то технический. Межпредметный! – вот так точно обозначила его Ирина Васильевна.

– Надеюсь, на моих уроках детям нравится, — говорит она. — Я в первую очередь думаю, чтобы детям было интересно. Может быть, поэтому неуспевающих учеников у меня нет. Когда они начинают задавать дополнительные вопросы, когда они стремятся как можно лучше и вовремя сделать работу, я понимаю – детям интересно.

Ну и в заключение. Географы Морозовского района давно создали виртуальную группу, которая называется… «Географы Морозовского района». Там они обсуждают задачи, проблемы, радости. Советуются, делятся планами. А 18 августа обязательно поздравляют друг друга с Днем географа.

Потому что это наш праздник! – улыбается Ирина Ржевская.

P.S. А фильм «Географ глобус пропил» – это фильм все-таки не про географию…

**************************************************

Однажды в августе муж учителя географии городского лицея №1 Инны Донсковой принес домой цветы и поздравил ее с Днем географа.

Это было очень неожиданно и приятно, — признается Инна Анатольевна. – Тем более, что я не говорила об этом. Видимо, он сам откуда-то узнал и поздравил!

Теперь это стало хорошей традицией – муж и дочка поздравляют Инну с профессиональным праздником каждый год. А ведь когда-то она вообще не думала о том, что станет преподавать географию. Просто так сложились обстоятельства.

В 19 лет я устроилась на работу в природный парк «Цимлянские пески», — рассказывает Инна. – И мне поставили условие, что нужно педагогическое образование. Либо географа, либо биолога. Поехала в университет и для себя решила, что география мне ближе. Но учителем работать тогда не собиралась.

Инна Анатольевна работала с детьми, занималась экологическим просвещением. Это было связано со школой, но не школа и все-таки не педагогика. Позже она переехала с мужем-военным в Морозовск. Работала в воинской части, затем в кадетском корпусе, но тоже не учителем.

А потом как-то пришлось, — улыбается Инна Анатольевна. – Сказали, диплом у вас есть, попробуйте. Попробовала. А после декрета вышла в лицей, и вот уже пять лет географ.

Она говорит, что в школе вообще не была влюблена в географию. Ну да, интересный урок, в чем-то необычный, но желания стать учителем он в ней не разбудил. А вот теперь признается, что в профессии учителя географии ей очень даже комфортно.

Мне очень нравится, — говорит Инна. — Потому что можно построить урок так, чтобы не просто решать задачи или учить правила, а организовать, например, урок-путешествие. Нравится, когда дети по своей инициативе узнают что-то новое не только в рамках урока. Когда что-то новое приносят – доклады, рефераты хорошие. Когда что-то где-то услышат: «А это правда? А давайте посмотрим! А давайте докажем!»

Инна Анатольевна рассказала, что она единственный в семье медиков педагог. Что было очень сложно начинать учительство спустя столько лет после университета.

Потому что это большая ответственность, — поясняет она, — потому что это дети. Поймут ли они тебя, услышат ли, будут ли усваивать то, что я им преподношу. Много было сомнений. Но в лицее учителя мне очень помогли, и сейчас я уверена, что профессия учителя географии для меня – это навсегда.

И, к слову, после года работы лицея к ней пришел ученик Александр Обрежано. Рассказал, что поступил учиться на учителя географии и поблагодарил за науку.

Это было очень приятно, — говорит Инна Анатольевна. – Да и вообще, всегда очень приятно, когда твой предмет дети сдают успешно.

Морозовский вестник