В школах работают не только учителя, которые преподают общеобразовательные предметы, такие как математика, химия, русский язык и труд. Есть и другие важные специалисты, чей труд не менее значим для школы и каждого ребенка — это психолог, логопед и социальный педагог.
Корреспондент «МВ» встретился с этими интересными людьми и узнал, как они строят свою работу, сложно ли было освоить выбранную профессию, а также много всего интересного об их деятельности. Татьяна Рашидовна Усагалиева педагог-психолог МБОУ СОШ №3
Я родом из соседнего Чернышковского района и с самого детства увлекаюсь психологией. В старших классах я обучалась в профильном педагогическом классе, где нас познакомили с этой удивительной наукой о душе. После окончания школы мой выбор был очевиден — я поступила в Волгоградский Государственный Педагогический Университет.
В психологии существует множество отраслей и специальностей. Среди них — практические и клинические психологи. Моя профессия правильно называется «педагог-психолог», и с каждым годом я все больше убеждаюсь, что это название очень точное. Работая в школе, невозможно не быть педагогом. В МБОУ СОШ №3 я работаю уже почти 10 лет.
У меня остались самые светлые и радостные воспоминания об учебе в университете. Хотя иногда было сложно освоить профессию, я всегда находила в ней что-то увлекательное.
Работа школьного психолога часто остается незамеченной, но именно мы, специалисты, помогаем сделать внутришкольную жизнь устойчивой и безопасной. Преимущества моей работы — это всегда живое, эмоциональное общение с детьми. Они более открыты, чем взрослые, и видеть эти живые эмоции — большое удовольствие.
Школьные психологи работают не только с детьми, но и с родителями, а иногда и с педагогами, помогая им находить решения сложных вопросов в общении с учениками. Существует стереотип, что к психологам обращаются только люди с проблемами с психикой. Однако не стоит путать психологов и психиатров. Психолог не назначает таблеток и не ставит уколов. Наша задача — помочь ребенку понять себя, содействовать в развитии личности, профессиональном и жизненном самоопределении.
В школе мы практически каждый день решаем психологические проблемы не только обучающихся, но и взрослых. Ведь иногда так необходимо, чтобы тебя не только выслушали, но и услышали, поддержали советом, а иногда и просто одобрили взглядом.
Честно говоря, самые интересные занятия для меня — это те, которые пошли не по плану. Значит, есть над чем работать. Я всегда стараюсь находиться в позиции «мы учим детей, а дети учат нас».
По моему мнению, психолог должен быть всегда открыт для общения, обладать умением чувствовать окружающих и принимать их такими, какие они есть. А такие личностные качества, как доброта, милосердие, доброжелательность и терпение, будут залогом успешной деятельности.
Педагог-психолог тесно взаимодействует с учителем-логопедом, дефектологом, тьютором по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ, с социальным педагогом, советником директора, завучами по сопровождению детей с девиантным поведением. Но на первом месте — это классные руководители. Мы все — педагоги! Мы делаем одно большое и важное дело.
С каждым годом ребят, которые приходят самостоятельно, становится больше. Это радует, потому что в нашей стране только начинает формироваться культура обращения человека к психологу. Вполне объяснимо, что существуют определенные стереотипы и страхи. Психологическое благополучие ребенка зависит от разных факторов — от его характера, отношений в семье и в классе. Сказать, что всем детям рано или поздно понадобится психолог — нельзя. Но каждый точно должен знать, что такой специалист есть и к нему можно обратиться.
Читайте далее в свежем выпуске газеты «МВ» от 31.01.25
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: С чего начинается рисование?