По лестнице неспешным шагом поднялся неброско одетый, седеющий мужчина, с цепким взглядом, гордым разворотом плеч и строгим выражением лица. Ни одного лишнего движения, чувствуется строгая военная выправка: поставил сумку, скинул куртку, отодвинул стул, сел и неожиданно тепло и скромно улыбнулся:
-Здравствуйте. Зря, наверное, меня пригласили. Служба такая, много не расскажешь, к тому же я пенсионер уже.
Но терять героя дня в памятную дату 24 марта – День штурманской службы ВВС РФ я была не намеренна. Тем более, практика подсказала, что именно такое вступление нередко является предпосылкой интересной беседы.

Сергей оказался родом с Луганска, мама инженер, папа — водитель. От военной службы все были максимально далеки, ну разве только дедушка, прошедший Великую Отечественную войну, оборонял Ленинград. Да самолеты часто летали над головой.
Сергей изначально планировал пойти в сельскохозяйственный институт. Тем более в городе он был. Как и Луганское высшее военной училище штурманов. В какой момент все изменилось? Поманило небо и в результате в 94-ом году Сергей выпустился молодым лейтенантом и по распределению попал в Забайкальский край.
Непростые 90-е и 00-е годы коснулись всех. Этот рубеж достойно смогли перейти немногие. Даже в лучшие времена долю супруги офицера не каждой дано вынести. Постоянные переезды, закрытые гарнизоны, пустые малодоступные территории и минимум возможностей для развития карьеры. Так получилось и у Сергея. История новой семейной жизни сложилась с учетом предыдущего опыта, но уже на Морозовской земле, в звании капитана и начальника связи эскадрильи. А до этого уже прошли 12 лет службы в авиации.
— Сергей, в чем заключается работа штурмана?
— Штурман прокладывает маршрут, прицеливается, находит цели, подсказывает летчику, выходит на цель вовремя… все зависит от типа самолета. Там, где я учился, были Ан -26, на стажировках другие. Здесь на момент службы — лучший Су -24М.
— Самая большая сложность в работе для вас?
— Чтобы здоровье было. Остальному всему научишься, подскажут. В небо не выпустят, пока на земле все до автоматизма не доведешь: покажешь, расскажешь, сумеешь.
— На что вообще в воздухе идет ориентир? Там же нет дорог, буйков…
— На земле же ты рассчитываешь все. У нас есть поворотные пункты, где надо повернуть, куда полететь.
— В небе?
— Мы — то по земле ориентируемся. Населенный пункт Морозовск, населенный пункт такой-то, вот над ним надо повернуть, точно по времени выйти на этот пункт и развернуться там…
Машина все показывает. На одном приборе — сколько осталось до цели, на другом — сколько ты пролетел, время, которое осталось если лететь с такой -то скоростью. Сообщаешь летчику, добавить газу или придавить.
— Штурман и летчик — это команда или есть главный?
— Конечно, летчик главный. Он также обладает знаниями штурмана. Но когда плохая погода, летчик может идти лишь визуально. А штурман помогает по приборам дополнительно сориентироваться. У каждого свои задачи.
— Что есть самое страшное в небе?
— Не найти ведущего самое страшное, когда парой летишь и при облачности. На 20 -ти секундах, на 30-ти взлетаешь и видишь только небо. И только в просветах где-то увидел пару, вот только там и вздохнёшь спокойно. И приборы тут не при чем.
— Как вы реагируете на стрессовые ситуации и успокаиваетесь?
— Выйти покурить только.
— В небе?
(Сергей рассмеялся)
— Перед полетом и после, всегда присутствует ощутимое волнение и эмоции. Все же люди нормальные. Это вот сейчас у ребят ситуации, такие чудеса творят в небе, чтобы уйти от ракеты. Перегрузки, конечно, серьезные.
Молчим. Не до улыбок. Столько уже товарищей ушло… А сколько тех, кто рвется вновь в полет и стремится из всех сил вновь получить заветное: «Допущен к самостоятельному полету.»
Продолжаем по безопасным «тропам»
— Есть то, что больше всего запомнилось или стало знаковым событием?
— Самое запоминающееся — контраст отношений. Летчик в небе тебя не тревожит, ты стараешься ему во всем помочь. Зачем друг друга беспокоить. Все выяснения происходят на земле. В небе все иное.
Замечательно, когда и летчик, и штурман приходят командой, молодыми лейтенантами и так летают. Да и семьями в итоге дружат. Это особое доверие.
И жены свое дело знают, накрывают стол своевременно, встречают.
— Мы в училище летали на Ан-26. Он плавно так в небо взлетает. А когда на Су -24М полетел — самом лучшем самолете (уже оба улыбаемся до ушей), ощущение было, словно на ракете взлетел – вертикально, быстро. Первый полет прошел, и летчик прокомментировал: «Ну плохо не стало -уже хорошо!». Многим первые разы тяжело даются, а кому-то и вовсе все.
— Может ли штурман быть бывшим?
—Я думаю, нет. Когда я далеко куда-то еду на машине, делаю себе штурманский план полета. Ну допустим, когда машины перегонял, делаю себе пометки: сколько должен в первый день проехать, где остановиться. Это очень помогает в работе.
Ну и армия научила всегда приходить вовремя, нигде не опаздывать, дисциплине. Сделала максимально самостоятельным и способным к выживанию в любых условиях.
— Какие навыки еще дала армия?
— Дружбу ценить. Человечность. Немало с кем общался и так получается, что такого на гражданке нет. Да и по отзывчивости себя военные лучше проявляют. И встретят, где надо и отвезут, и привезут.
— Не скучаете без неба?
— До сих пор, при гуле самолета, сердце откликается усиленным ритмом. Ходить по земле, когда измерял «милями» небо, непривычно.
-Сергей, посоветуйте мальчишкам, которые захотят быть штурманами, на чем сделать акцент в учебе?
— Геометрия. Физика и алгебра. И обязательно здоровье и спорт.
— Чтобы вы хотели пожелать своим коллегам?
— Здоровья и мирного неба! И, конечно, летать на самых лучших самолетах — Су -24М! И тех, что следом пришли. Хорошие машины!
Фото из архива С.Полуектова