Знаменитый австралиец далеко не первый человек, который достиг успеха, без рук и ног. В 1851 году в большой семье купца из Урала Василия Кобелькова родился 17 ребенок — Николай Кобельков. Мальчик привел родителей в отчаяние — у младенца не было ни рук, ни ног, только лишь культя, из плечевой кости. Отец, оправившись от потрясения, обратился к докторам, в попытке понять причину уродства его сына.
Консилиум определил, что виной этому стали волокнистые нити в плодном пузыре, которые буквально отрезали эмбриону конечности (амниотические перетяжки). Так как ноги и руки вернуть было невозможно, доктора предложили передать ребенка в дом инвалидов, но Кобельков, владелец екатеринбургских золотых приисков, решил, что мальчик не должен чувствовать себя в чем-то ущербным и что у него хватит денег обеспечить инвалиду достойную жизнь.
И правда, несмотря на свою особенность, маленький Николай не ощущал себя в чем-то ущемленным. В 2 года он начал переваливаться со стороны в сторону (ходить), а в 3 уже активно играл с обычными соседскими детьми. Друзья детства Николая Кобелькова говорили, что в 5 лет тот мог даже «бегать» и «прыгать».
В возрасте семи лет Коля пошел в школу. Носом он переворачивал страницы книг, писал, зажимая перо между правой щекой и культей. Из-за того, что лицо мальчика всегда было перепачкано чернилами, в семье его ласково называли «Кляксой». К 18 годам младший Кобельков не только окончил школу, но и выучился на счетовода. Отец взял его на работу в конторе за назначил жалованье, а умный Николай быстро доказал всем, что занимает свое место не зря — очень скоро ему доверили вести все счетные книги отцовских золотых приисков.
К тому времени Николай был самостоятельным юношей, который умел шить, ловил рыбу, стрелял из револьвера и даже управлял тройкой лошадей, обвязав вожжи вокруг головы. Рост Кобелькова был 80 см, знакомые не называли его калекой.
К тому времени Николай был самостоятельным юношей, который умел шить, ловил рыбу, стрелял из револьвера и даже управлял тройкой лошадей, обвязав вожжи вокруг головы. Рост Кобелькова был 80 см, но никто из окружения не называли его калекой.
Самым большим увлечением Николая были цирковые балаганы. Он всегда ожидал приезда очередной цирковой труппы, но в большей степени его интересовали необычные артисты, которые в те времена были неизменными участниками шоу. Гиганты, карлики, бородатые женщины, горбуны были звездами любой программы и Николай жадно смотрел на то, какие возможности демонстрировали эти люди, с которыми сурово обошлась природа. На одной из ярмарок антрепренер Берг предложил ему вступить в свою труппу.
Берг был владельцем известного петербургского цирка и гастролировал и по России, и по Европе. Для Николая работа в цирке была шансом покинуть Вознесенск и увидеть мир, которого он раньше не видовал.
20-летний купеческий сын покинул отчий дом и перебрался в Петербург. Там дебютанта ждал заслуженный успех — народ молниеносно раскупал билеты, где без рук и ног сам заряжал револьвер и сбивал выстрелами пламя свечей. Кроме этого Николай прыгал с одной тумбы на другую, бесстрашно заходил в клетки к тиграм и львам, писал каллиграфическим почерком и танцевал.
После выступления в Гамбурге в 1875 году, Кобельков познакомился с венским импресарио Августом Шаафом и принял его предложение о сотрудничестве. Австриец организовал представления Кобелькова в венском Пратере. После первых аншлагов в столице Австрии Шааф организовал тур Кобелькова по Европе. В Париже Homme trone, то есть Человек-туловище, стал звездой номер один и билеты на его выступления невозможно было достать. В Вену Николай вернулся известным и богатым.
В венском парке развлечений Пратере он познакомился с Анной Вилферт — дочкой крупного владельца аттракционов и между молодыми людьми начался роман. Вскоре Николай сделал девушке предложение и она ответила согласием. Совершенно ясно, что ее родители были не в восторге от такого жениха, но уладить этот вопрос помог… король Саксонии Альберт I, бывший большим поклонником талантов Кобелькова. Когда монарх прибыл в дом Вилфертов в качестве свата, отказать ему не смогли. Свадьба прошла в Будапеште, так как в Вене сочетать браком инвалида и здоровую девушку не захотела ни одна церковь. Во время церемонии Николай надел обручальное кольцо на палец невесте зубами, а девушка положила кольцо в ладанку, висящую на шее жениха.
В семье Николая и Анны родились 11 детей и все, несмотря на опасения родителей, были нормальными. К сожалению, выжили только шестеро отпрысков — пять мальчиков и одна девочка. В детстве Александр, Отто, Николай, Пауль, Ернст и дочь Хелена не часто видели знаменитого отца — он постоянно гастролировал, а они с матерью ждали его в Вене. В подростковом возрасте мальчишки начали втягиваться в цирковую жизнь и даже иногда сопровождали Николая на гастролях.
В 1900 году Николай Кобельков решил оставить гастрольную жизнь и посвятить себя жене, детям и их будущему. К этому моменту артист накопил солидный капитал, который вложил в перспективный участок парка Пратер. На этой территории он построил парк аттракционов, быстро ставший любимым местом отдыха жителей Вены. Газеты восторгались артистом, ставшим успешным предпринимателем, и писали ему хвалебные оды:
«Калека без рук и ног стал одной из величайших личностей исторического Пратера, человеком мира и человеком денег, который беспристрастно отстаивал свое место в обществе».
Уже владея бизнесом, Кобельков был не прочь тряхнуть стариной и дать несколько представлений, неизменно собиравших полные залы. Полностью отказался от выступлений артист только в 1912 году, после внезапной смерти жены от инсульта.
Злые языки говорят, что Николай Васильевич сам загнал любимую супругу в могилу, начав пьянствовать и скандалить, но подтверждений этой версии нет, поэтому оставим ее на совести рассказчиков. Кобельков тяжело переживал смерть супруги. Он почти год не показывался на публике и его видели лишь мельком в конторе парка, за бумагами. О жене Николай Васильевич написал в своем дневнике такие слова:
«Она была лучшим, благородным существом, которое когда-либо жило в этом мире, она пришла в мою жизнь как ангел, чтобы дать мне высшее счастье».
Уже владея бизнесом, Кобельков был не прочь тряхнуть стариной и дать несколько представлений, неизменно собиравших полные залы. Полностью отказался от выступлений артист только в 1912 году, после внезапной смерти жены от инсульта. Злые языки говорят, что Николай Васильевич сам загнал любимую супругу в могилу, начав пьянствовать и скандалить, но подтверждений этой версии нет, поэтому оставим ее на совести рассказчиков. Кобельков тяжело переживал смерть супруги. Он почти год не показывался на публике и его видели лишь мельком в конторе парка, за бумагами. О жене Николай Васильевич написал в своем дневнике такие слова:
Николай Кобельков умер в 1933 году, оставив своим детям отличный бизнес. Парк приносил доход детям, а потом внукам артиста и предпринимателя до 1970 года, пока его территорию не выкупили под застройку за внушительную сумму. Один из внуков нашего героя, сын Отто Кобелькова Николай Пасара, продолжает семейную династию — он работает в индустрии развлечений и управляет парком аттракционов.