В рамках национального проекта «Образование» в школах Ростовской области открываются центры «Точка роста», которые дают равный доступ к возможностям развития всем детям независимо от их места жительства или состояния здоровья. Необходимость этого проекта подчеркивает и губернатор Ростовской области В.Ю.Голубев:
— За три года в сельских школах необходимо открыть не менее 250 образовательных центров «Точка роста». Численность школьников, охваченных программами цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей должна превысить 90%.
В Морозовском районе центры «Точка роста» открыты на базе двух образовательных учреждений — школы №4 и гимназии №5. Побывавший здесь с рабочим визитом в августе заместитель губернатора В.В.Артемов проконтролировал реализацию нацпроекта «Образование». Вадим Валентинович осмотрел классы коррекции в СОШ №4 и уже готовые к работе кабинеты «Точки роста», а директор школы И.С.Томуз рассказала, что прошедшие специальные курсы педагоги будут проводить здесь занятия по информатике, технологии, ОБЖ. Учителя и ребята продемонстрировали работу некоторых развивающих и обучающих форматов виртуальной реальности.
— В новом учебном году в регионе начнут работу 42 таких центра, и это только начало пути, — отметил В.В.Артемов. — К 2024 году их будет более 500. Центры послужат повышению качества и доступности образования, дадут школьникам возможность приобрести новые навыки и возможности. И это очень важно.
И вот созданные за летний период Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» 1 сентября распахнули двери для школьников. Современные учебные кабинеты, медиазоны, шахматные гостиные, зоны коворкинга дали ребятам возможность выполнять коллективные задания, работать над школьными проектами, готовиться к участию в различных конкурсах и олимпиадах, а также выбирать себе занятие по душе в кружках, где они изучают основы робототехники, осваивают работу с квадракоптерами, шлемами виртуальной реальности, занимаются 3D-моделированием, учатся оказывать первую медицинскую помощь, играют в шахматы, создают медиапродукты.
В средней школе №4 и гимназии №5 кабинеты «Точек роста» отмечены специальными «брендовыми табличками». Интерьер этих помещений отличается от привычных классов, начиная от яркой расцветки стен в красных и светло-серых тонах и заканчивая мебелью и оборудованием.
Так, в гимназии №5 для занятий по технологии и приобретения навыков использования инструментов были закуплены лобзики, дрель-винтоверт, бормашина , наборы слесарного инструмента и оснастки. Реализовать свои творческие задумки дети могут с помощью высокотехнологичного оборудования: 3D-принтера или лазерного гравера.
Особое внимание здесь педагоги уделяют получению знаний и практических навыков использования цифровых технологий. Так, учебные места оснащены ноутбуками-трансформерами с сенсорными экранами и возможностью совместной обработки документов на МФУ (принтер, сканер, копир): результаты своей работы ученики видят на экране или интерактивной доске, куда они проецируются при помощи беспроводной сети нового поколения с доступом в Интернет.
Интересует школьников и 3D-моделирование, тем более что освоить его теперь может любой желающий. Для этого кабинеты «Точек роста» оснащены 3D-шлемом виртуальной реальности c датчиками пространственного положения, 3D-сканером, 3D-принтером с комплектом пластика различных цветов и ноутбуком со специальным программным обеспечением для управления этим оборудованием.
Повысить знания по ОБЖ, окружающему миру и биологии позволит квадрокоптер. Как? В центре «Точка роста» педагоги научат не только управлять этим устройством, но и, дополнительно используя смартфон и встроенное оснащение, помогут изучить понятие горизонта и освоить основы навигации при изучении географии, проводить воздушный мониторинг территории при проведении исследовательских работ.
Оказывать первую помощь также научат в «Точках роста», ведь для этого были приобретены тренажер-манекен для отработки сердечно-легочной реанимации, тренажер-манекен пострадавшего «Искандер», оборудованный имитаторами верхних дыхательных путей и сопряженных органов человека (легких, трахеи, гортани, диафрагменной перегородки), для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей, тренажеры — набор имитаторов травм и поражений, комплект шин, средства для оказания первой медицинской помощи.
Мечта любого преподавателя — организовать досуг своих учеников так, чтобы он приносил пользу. И шахматы для этого просто идеальный вариант, так как не только доставляют детям много радости, но и являются действенным эффективным средством их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Кроме того, отмечают педагоги, шахматы развивают наглядно-образное мышление, способствуют зарождению логического мышления, воспитывают усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. По сути, это уникальный инструмент развития творческого мышления. И именно для такого досуга в гимназии закуплены наборы шахмат, шахматные часы, удобная мебель.
Конечно, время диктует свои условия, и без современных технологий сегодня никуда. Но и без умения свободно общаться тоже не прожить. А потому в «Точке роста» организована медиазона, где ребята совершенствуют навыки общения, развивают риторику, художественный вкус, творческое начало и совместно работают над проектами. Соответственно потребностям приобретено и оборудование для медиазоны: зеркальный фотоаппарат, видеокамера, микрофон, штативы для видео- и фотоаппаратуры, ноутбуки для обработки мультимедиа-контента, экран и проектор. Для удобства совместной деятельности закуплена и современная мебель: столы, стулья, пуфы и диван.
Но главная особенность «Точек роста» в том, что школьники занимаются здесь по дополнительным общеобразовательным программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей и во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства, причем совершенно бесплатно.