Школа «без барьеров»: адаптация и социализация детей с ОВЗ

#Донские вести

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), они смогут пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Поэтому в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» проходит обновление инфраструктуры коррекционных школ и коррекционных классов общеобразовательных организаций. Основная задача здесь – настроить здоровьесберегающую среду под возможности каждого ребенка.

Приоритетным направлением сегодня является обновление материально-технической базы трудовых мастерских и кабинетов предметной области «Технология», а также кабинетов психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью, компьютерных классов.

Как рассказала глава министерства образования Ростовской области Лариса Балина, в рамках национального проекта «Образование» в части, касающейся поддержки детей с особенностями здоровья, в минувшем году на модернизацию десяти коррекционных школ региона было привлечено 41,3 миллиона рублей из федерального бюджета.

Проект «Современная школа» получил значительную поддержку от правительства Ростовской области. Кроме средств федерального бюджета, на мероприятия по реализации проекта из областного бюджета было выделено более 45 миллионов рублей, из которых десять на обновление инфраструктуры и более 35 на ремонтные работы и новый дизайн помещений.

В образовательных учреждениях Морозовского района обучаются более 180 детей с особыми образовательными потребностями, почти 150 из них имеют статус детей с ОВЗ. Их обучение осуществляется по адаптированным основным образовательным программам с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Условия архитектурной доступности созданы в зданиях 8 общеобразовательных учреждений и 2 филиалов общеобразовательных учреждений; входы в здания остальных оборудованы кнопками вызова персонала, знаками «инвалид» и табличками с номерами телефонов, по которым также можно вызвать сотрудников учреждений.

В рамках реализации федеральной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы» в СОШ №4, в гимназия №5, Вольно-Донской СОШ, Вербочанской СОШ оборудованы комнаты психологической разгрузки, которые используются педагогами-психологами для работы с обучающимися.

Отдельно стоит поговорить о СОШ №4, где уже несколько успешно функционирует уникальная «безбарьерная среда», которая позволяет обеспечивать детям с ограниченными возможностями здоровья права на качественное образование, полноценное участие в общешкольной жизни и получать большой опыт социализации в среде сверстников.

Для детей с ОВЗ у входа в школу установлен пандус. Автоматические раздвижные двери открываются в противоположную сторону от пандуса. Для детей с ОВЗ по зрению ступени лестницы при входе в школу покрашены в контрастные яркие цвета. Лестницы оборудованы перилами. Предусмотрено разнообразное рельефное покрытие полов: при смене направления меняется и рельеф пола. Коридоры по всему периметру первого этажа школы оснащены поручнями. В столовой предусмотрена непроходная зона для учащихся с ОВЗ, а в школьном туалете — специализированная туалетная кабинка для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, оборудованная поручнями, штангами.

Кроме этого, ряд кабинетов школы переоборудован с учетом индивидуальных особенностей детей, установлены одноместные универсальные парты с регулируемыми параметрами. Функционируют кабинет социально-бытовой ориентировки (СБО) и сенсорная комната.

Кабинет, в котором занимаются ребята с ОВЗ, помимо индивидуальных парт оборудован различными техническими средствами, в частности компьютерами. Например, дети работают с графическими упражнениями или деформированными текстами, а на переменах слушают классические произведения, аудиоспектакли и сказки. Особенность таких детей в том, что они достаточно быстро утомляются. Чтобы снять усталость и напряжение, в школе используют тактильную акустическую панель и тактическую дорожку, которые помогают ребятам успокоиться и расслабиться.

Несмотря на то, что ребята с ОВЗ занимаются в специализированном классе, на переменах они включаются в общественную жизнь школы — общаются со сверстниками, обсуждают волнующие их события.

Чтобы максимально социализировать детей с ОВЗ, в школе есть специальный предмет — социально-бытовая ориентировка (СБО) и отдельный кабинет для его изучения. Здесь ребята работают с конкретными предметами, учатся самым обычным бытовым вещам: умению пользоваться пылесосом, утюгом. Благодаря этим знаниям детки вырастут не оторванными от жизни, а социально адаптированными. Класс оснащен тактильной и интерактивной досками, компьютером, телевизором, где демонстрируются учебные фильмы, тактильной песочной панелью, позволяющей развивать эстетическое и художественное восприятие. Но в основном все направлено на развитие мелкой моторики, от которой зависит работа мозга.

Но самым удивительным местом в школе №4, пожалуй, можно назвать сенсорную комнату. Ее секреты рассказывает педагог-психолог В.Т.Иванченко:

— Сенсорная комната создана для полной релаксации учеников, здесь дети погружаются в волшебный мир. Предназначена она, в первую очередь, для учеников коррекционной школы, детей из группы риска и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой группы мы готовим индивидуальные занятия, цель и результат которых — полная психо-эмоциональная разгрузка.

Во время занятий в сенсорной комнате в зависимости от поставленных целей используются ароматерапия, музыкальное сопровождение (звуки природы, моря, леса), аквалампы, кривые зеркала, интерактивная сенсорная панель, развивающая мелкую моторику: с ее помощью можно рисовать, конструировать, познавать окружающий мир, язык жестов и мимики. Также здесь есть сухой душ и сухой бассейн, дорожка из подушечек с различными наполнителями, разминающая стопы, каскадирующая труба и пуфы-трансформеры. Все это призвано для того, чтобы дети могли снять усталость как физическую, так и эмоциональную, познать мир во всем его многообразии через тактильные ощущения, почувствовать внутренний комфорт.

Школа готова принимать детей с различного вида ограниченными возможностями. Здесь дети с ОВЗ не только получают знания, но и имеют возможность развивать творческие способности, огромный шанс успешно интегрироваться в общество и применять полученные в школе навыки.

Морозовский вестник
Добавить комментарий